понедельник, 9 марта 2015 г.

Зачем нужна подсечка? (как правильно подсекать рыбу на поплавочную снасть, советы профи)


Подсечка - что это такое и для чего служит? Во времена моего детства подсечка считалась чуть ли не самым важным действием рыболова, носящим ярко выраженный ритуальный характер. При первых движениях поплавка рыболову следовало собраться, поднести руку к лежащему на рогульках удилищу и тщательно ловить момент, когда рыба окончательно заглотит насадку.
Считалось, что спешка с подсечкой приведет лишь к выдергиванию насадки изо рта задумчиво теребящей еду рыбы, а запоздалая — либо к съеденной насадке, либо слишком глубокому заглоту крючка и вытекающими трудностями его высвобождения. Поэтому верным признаком момента считалось либо погружение поплавка, либо его полное всплытие, либо выраженное скольжение в сторону. Особым шиком и мастерством было умение превратить подсечку в быстрое выдергивание рыбы из воды с перебросом за спину, где и проходил заключительный этап борьбы с рыбой. Окончательно осознать всю глубину и мощь наших детских фантазий на тему выполнения такого приема, как подсечка, я осознал, лишь занявшись спортом. Однако, до сих пор порой приходится вспоминать свои заблуждения, глядя на некоторых других рыболовов.


Характеристики подсечки
По сути, подсечка нужна для того, чтобы зафиксировать положение жала в тканях рта рыбы в том положении, которое наиболее выгодно и удобно рыболову при вываживании и дальнейшем снятии с крючка. Иногда она делается практически одной кистью, иногда всей рукой от плеча, а иногда даже с работой корпусом. Здесь нет какого-то универсального решения, т.к. оно зависит от слишком многих факторов. Прежде чем касаться их, стоит разобраться с тем, как подсечка выполняется в принципе.
Одной из главных характеристик является амплитуда взмаха удилищем. Она может быть очень небольшой, если позволяет дистанция, натяжение лески и толщина и прочностные характеристики крючка. Но может быть и очень значительной, если приходится взмахом выбирать значительную слабину, компенсировать растяжение лески, движение вверх или к берегу клюнувшей рыбы и толстую прочную проволоку крючка, способную завязнуть в тканях рта рыбы. По сути, амплитуда определяется исключительно способностью рыболова в данных конкретных условиях с помощью своей снасти эффективно зацепить бородкой крючка прочные ткани рыбы, прочности которых должно хватить для ее поимки.
На амплитуду подсечки очень существенное влияние оказывают такие факторы, как ветер, течение, дистанция ловли, характеристики снасти. Ветер вынуждает делать более амплитудную подсечку просто потому, что он неизбежно образует петлю свободной лески между кончиком удилища и поплавком, из-за чего при рывке приходится эту лишнюю слабину выбирать. Используемый для борьбы с петлей способ утопления лески также вынуждает делать подсечку размашистее. Течение в не меньшей степени сказывается, если рыболов кладет леску на воду, но ситуация усугубляется еще и прилипанием ее к поверхности. Отдельного учета заслуживают особенности снасти: растяжимость лески (в значительной степени зависит от дистанции ловли) и гибкость удилища — чем они больше, тем более амплитудной подсечкой приходится их компенсировать.
Скорость движения удилищем в определенной степени взаимосвязана с амплитудой, однако, главная причина, которая ее определяет - это необходимость своевременно проткнуть крючком ткани в удобном рыболову положении, чтобы исключить выплевывание насадки насторожившейся рыбой или чрезмерное заглатывание крючка, которое приведет к вынужденной замене поводка, повреждению рыбы или крючка и потере времени. Скорость движения нужна, чтобы за время с момента решения «Подсекаю!» до момента, когда крючок зацепил рыбу, прошло минимальное время. Пауза перед подсечкой иногда может весьма значительно повысить эффективность ловли, но ее приходится подбирать на каждой рыбалке, руководствуясь особенностями клева рыбы в данный момент, а также спецификой снасти и насадки. Простая смена насадки может привести к тому, что требовавшаяся ранее длительная пауза становится ненужной, поскольку рыба перестает мусолить и начинает жадно глотать новую наживку. Иногда же приходится буквально держать себя за горло, дожидаясь, когда пассивная рыба перестанет играть на нервах и соизволит наконец-то решиться сделать один полноценный глоток.
Самым ярким моим впечатлением от длительности паузы перед подсечкой стала рыбалка на Оредеже в середине лета. Подошедший в приличных количествах двухсотграммовый подлещик категорически не хотел жадно глотать единственно доступную тогда насадку — червяка. Поклевка следовала после огружения поплавка очень быстро — он классически всплывал и начинал долго и муторно подрагивать. Первые попытки подсечь рыбу в этот момент либо просто вырывали крючок из губ, либо приводили к чрезмерному количеству сходов. Поскольку в тот момент значительно уменьшить крючок, заменить червя мотылем или предпринять другое полезное действие не было никакой возможности, пришлось идти единственным путем — увеличивать паузу перед подсечкой. Тем более что выплевывать насадку задумчивый подлещик явно не собирался, а просто не спешил ее глотать. Увеличивая время, я дошел до того, что стал подсекать, лишь неспешно досчитав до двенадцати - пятнадцати. Только такой значительный промежуток времени позволил сделать процент эффективных подсечек более-менее приемлемым.
На основе собственного опыта факторы увеличивающие или уменьшающие паузу между началом поклевки и подсечкой я разделил на уменьшающие и увеличивающие это время.
Увеличивают паузу:
- низкая пищевая активность и/или малая концентрация рыбы, из-за которой пищевая активность каждой особи оказывается не очень велика. В итоге рыба становится на пятне обильного корма весьма привередлива и разборчива, подолгу мусоля насадку губами;
- грубая снасть: толстая леска, крупный крючок, слишком большой или недогруженный поплавок. В этом случае рыба чувствует чрезмерное и неожиданное для нее сопротивление снасти, что ее может настораживать или просто замедлять процесс поглощения насадки;
- не оптимальная насадка. Слишком крупная, грубая, неестественно поданная или неудачно насаженная на крючок, а также не очень привлекательная.
Естественно, как и в любом обобщении, речь идет об общем влиянии каждого конкретного фактора, а не о каких то исключениях, которые могут быть обусловлены комплексом причин, в том числе и скрытых от нас.
Специфика исполнения подсечки различными снастями
Ловля болонской снастью подразумевает довольно приличную дистанцию заброса, требующую увеличения амплитуды рывка удилищем, чтобы выбрать слабину лески, а также чтобы компенсировать ее растяжение. При этом леска может находиться в воздухе внатяг, если рыболов постоянно выполняет подтормаживание и проводку, непрерывно управляя поплавком на течении, что, безусловно, улучшает связь с крючком, делая более короткий рывок эффективнее. Но в ситуации стоячей воды, очень слабого течения при ловле на свободном проплыве - леска может и пассивно лежать на поверхности, образуя петлю и прилипая, тем самым ухудшая связь с крючком и требуя увеличения амплитуды подсечки. Используемые этой снастью относительно длинные удилища позволяют варьировать амплитуду в довольно широких пределах. Скорость выполнения подсечки такой дальнобойной снастью не всегда высока, т.к. на начальной стадии рывка происходит просто компенсация растяжения, выбор слабины лески и т.п. В итоге получается вынужденная технологическими причинами, пусть и не очень большая, но пауза — рывок уже делается, а крючок все еще не впивается. Правда, использование дальнобойной снасти (как болонской, так и матчевой) подразумевает либо более высокую активность и концентрацию рыбы вдали от берега, либо более крупные размеры, сглаживающие врожденные недостатки таких оснасток. 
Матч в значительной степени является аналогом болонской снасти по ряду основных характеристик, влияющих на исполнение подсечки. Во-первых, большая дистанция ловли и сильное влияние помех, которые вынуждают подсекать от всего сердца. С точки зрения какого-нибудь деревенского реликтового рыбачка, нынешний рыболов, подсекающий матчем, может выглядеть почти психом, судорожно дергающим удилище так, что леска чуть ли не со звоном и брызгами вылетает на поверхность. Однако подобная техника имеет четкое обоснование. При ловле матчем используется тонущая леска, которая специально утапливается под поверхностью воды, чтобы избежать образования петли ветром. Это дает очень значительное преимущество с точки зрения управления и эффективности ловли данной снастью, но эффективность и скорость подсечки вынужденно понижает, т.к. при рывке леска испытывает дополнительное трение об воду, прорезая ее толщу перед выходом на воздух. Отсюда и сильный изгиб удилища, и брызги, слетающие с выскочившей из воды лески. Поэтому при ловле матчем подсечка практически всегда выполняется амплитудной и в весьма энергичной манере. Тем более что по сравнению с остальными дальнобойными снастями матчевые удилища являются самыми короткими, целиком укладываясь в пятиметровую планку. Этим можно объяснить и такой иногда встречающийся вариант подсечки, когда одновременно с рывком удилища рыболов еще и начинает работать катушкой, чтобы дополнительно выбрать слабину лески.
По технике исполнения подсечки матчем можно разделить на два варианта: подъемом удилища вертикально вверх и разворотом удилища параллельно земле вбок. Второй вариант неудобен, если рыболов ловит сидя, но при ловле стоя, на мой взгляд, более комфортен в исполнении. Потому что его можно выполнять, практически не работая поначалу руками, а просто разворотом бедрами и поясницей на 90° и даже более. При этом очень даже сильный изгиб удилища не так значительно снижает эффективность рывка. Сидя на сиденье, можно также подсекать, поднимая удилище в вертикальное положение. Правда, при этом удилище движется не строго вверх, а немного в сторону, чтобы не стучать бланком или рукояткой себя по носу и лбу.
Следует помнить, что обе снасти с катушкой за счет вынужденно мощных подсечек предъявляют особенные требования к крючкам. Порой те модели, что очень эффективно и безотказно засекают рыбу «штекером» или «махом», на матче просто систематически спускают рыбу. В моей практике такое бывало неоднократно из-за того, что резко нарастающая начальная нагрузка приводит к значительному отгибанию жала в сторону от цевья. Поэтому таким снастям требуется несколько большая прочность.
«Штекер» стоит особняком в ряду всех поплавочных снастей по эффективности контроля и управления снастью. Поэтому и выполнение подсечки «штекером» заметно отличается. По большому счету, она здесь всегда зависит от жесткости резины и толщины крючка. Если ловят относительно некрупную рыбу с тонкими мотыльными крючками и мягкой тонкой резиной, то подсечка выглядит как короткий и не очень резкий подъем кончика удилища на несколько десятков сантиметров — до выраженного растяжения резины. При этом новичку наличие рыбы легче всего определить именно по вышедшему из удилища отрезку яркой резины. При ловле крупной рыбы мощной снастью с жесткой резиной рыболов вынужден «штекером» делать довольно сильную подсечку, поскольку нужно четко просечь крючком ткани рта рыбы. При этом резкость необходима именно потому, что нужно преодолеть растяжение резины, являющейся конструктивным элементом, как раз и призванным сглаживать все резкие рывки, и быстро нарастить усилие.
Самым вариативным с точки зрения техники исполнения подсечки является «мах», или маховая снасть. При работе одной и той же снастью на разных глубинах меняется динамика движения. То же наблюдается и при работе разной длины маховыми удилищами на одной и той же глубине.
Начну с комбинации, более актуальной для рыболовов-любителей с точки зрения поимки крупной рыбы: длинный «мах» плюс большая глубина. Здесь рыба при подсечке движется преимущественно в вертикальном направлении вслед за леской. Поэтому подсечка выполняется до четкого ощущения контакта с рыбой. В спокойных условиях при хорошем управлении снастью может хватить весьма незначительного подъема. Подсечка в сторону (как было модно считать в моем детстве — против направления движения рыбы) здесь неактуальна - и может быть оправдана скорее помехами на берегу.
При ловле длинным «махом» на малой глубине появляется ряд противоречивых факторов. С одной стороны, на малой глубине размашистый рывок может поднять рыбу к поверхности - и учинить неоправданный шум плещущейся рыбы. Но с другой стороны, длинный отрезок свободной лески между удилищем и поплавком обычно образует петли - и их придется выбрать прежде, чем засечется рыба, а значит движение желательно делать с запасом по амплитуде. Конечно, если на водоеме полный штиль или рыболов постоянно придерживает поплавок, натягивая леску, то слабины не будет и возможна короткая точная подсечка. Если не так, то оправданным компромиссом может оказаться движение удилища не классически вверх, а в сторону или же под углом, чтобы движение позволяло, с одной стороны, хорошо выбрать слабину лески и нивелировать растяжение, а с другой - не выдергивать полную сил рыбу на поверхность вдали от берега. В случае пустой подсечки такое исполнение снизит количество перехлестов грузила и крючка за поплавок.
Самый простой с точки зрения подсечки вариант - это короткий «мах» на большой глубине. Здесь практически напрочь отсутствует негативное влияние различных факторов: ветровой петли, сильного растяжения длинной лески, утопления ее под поверхностью и т. п. К тому же, такая снасть позволяет подсекать с минимально возможной задержкой, дополнительно расширяя пространство возможных решений. А вот короткий «мах» на малой глубине имеет четко выраженную специфику. Поскольку скорость реакции снасти здесь в силу малой дистанции мала, то рыболов может практически в любой момент воздействовать на крючок работой одной кистью. Но вмешивается одна неприятность: малый спуск увеличивает риск в случае пустой подсечки. Поэтому размашистая подсечка здесь совершенно не нужна - и даже вредна, а вот полный от нее отказ иногда даже идет на пользу. Чтобы засечь рыбу хватит сравнительно плавного и равномерного подъема удилища вверх. Если же поклевки очень короткие и непродолжительные, при которых рыба часто бросает насадку, а короткая резкая подсечка необходима, то выручает боковая подсечка. Именно она частенько является выходом при ловле относительно капризной уклейки под самой поверхностью, особенно при использовании крупного мотыля, которого она часто хватает за кончик.
Отдельно стоит написать пару слов о специфике подсечки такой характерной в этом плане рыбы, как подлещик. Дело в том, что знаменитый подъем приманки, выражающийся во всплытии поплавка, не дает четкой картины перемещения подлещика по вертикали. Он может всплыть на 20 - 30 см, а может подняться и на пару метров, если позволяют глубины. Поэтому характерная подсечка лещового подъема часто выполняется не на какую-то стандартную величину, а до появления тяжести рыбы. Из того не очень великого списка видов рыб, которых лично я ловил поплавком, лещ и подлещик являются самыми специфичными именно по этой причине. Но есть еще и другие виды, имеющие не очень удобное для нас сочетание строения и поведения - при довольно значительных размерах и активном сопротивлении некоторые рыбы одарены маленьким ртом, довольно тонкими, непрочными и легко рвущимися губами, подразумевающими аккуратную подсечку.

Дьяченко А


Комментариев нет:

Отправить комментарий